Духовное - и мирское - в йоге

Вопрос, который я задаю себе вот уже 18й год занимаясь йогой: «Ну.. а что… я получу от этого? В итоге?» Ответ меняется. Вот-вот и поменяется даже сам вопрос. Он почти пропал. Потому что все его составляющие уже под вопросом. И ответ теряет ценность. Как так?

Вечное противостояние в йоге: духовное – и мирское. Йога – и фитнес. Йога для души – или йогатерапия для бренного тела.

Казалось бы, антагонизм неизбежный, противопоставление не снимаемое: душа… и тело…
Даже в «Бхагават-Гите» Шри Кришна напомнил Арджуне, что он не сможет идти двумя путями, копить и мирское, и духовное сразу…

Вроде бы, надо лишь выбрать – что ты хочешь. Или – отречься от того, чего не хочешь…

Но – теряется ли на самом деле то, что мы теряем? И было ли оно… нашим изначально?!
Духовное и мирское, а может, это два полюса, на которых… одинаково холодно, что на Северном, что на Южом…

Вчера я бежал запломбировать зуб, 
И смех меня брал на бегу: 
Всю жизнь я таскаю свой будущий труп 
И рьяно его берегу

(Игорь Губерман)

 

Сейчас в йоге всё очень запутано: тысячи учителей, сотни стилей и школ йоги, десятки методов работать с телом, да и как минимум 3 основных типа тела (Вата, Капха, Питта). Внутреннее устройство ума человека не поддаётся описанию, каждый живёт как будто в  своей отдельной вселенной. Трактат «Йога Васиштха» предлагает делить людей на 3 типа (словно в отчаянии от этой сложности!) по принципу «Вероятно, просветлеет уже в этой жизни», «то ли просветлеет, то ли нет, но на крайняк в нескольких следующих жизнях», и «личности густой тьмы, духовное пробуждение которых под вопросом до конца Кальпы». К сожалению, любые концепции, которые вводят такой иллюзорный фактор, как время, тоже несовершенны.

А хотели ли действительно Просветления древние йогины? Вот вопрос.
Как мы знаем, многие йоги древности искали Сиддх и победы над врагами. Это можно понять, и не нам судить, просто так было. (Да и времена были суровые, головы летели ой-ой, даже в новостях не показывали как).
Некоторые из них (некоторые!) как бы случайно, ища бессмертия, магического доминирования над целыми мирами, магических способностей и прочих приятных вещей (словно демоны!), словно бы случайно натыкались на этот фокус – Пробуждение.
Его никто не искал. Оно словно показывалось некоторым людям _само_.

В средние века стали создавать трактаты по йоге – очевидно, что практика уже тогда была на грани, в кризисе. Значит, ученики были нерадивыми, а учителя – то и дело грешили и деградировали, теряя ключи традиции. Иначе незачем было что-то записывать – в том числе, Риши Патанджали. Записывают что-то, что боятся забыть. Особенно верно это для Индии, где традиция заучивать наизусть и передавать (по секрету) устно только сугубо «своим» жива даже до сих пор. Самые секретные книги по йоге ещё не видел ни один не-брахман, человек, не рождённый в привилегированной индийской семье…

 

Уже в Йоге Патанджали сквозят темы здоровья, избавления от всех болезней. А что болезни человеку, который знает (из Вед и Упанишад), что тело – иллюзия?! Чем эта фантасмагория практик «для тела», в том числе практика асан, если Веды говорят, твой Гуру говорит, его Гуру говорит, и глубокая медитация доказывает, что ты – не тело, которое носишь? Этот, по меткому выражению Губермана, «труп»?!

Аюрведа, Васту, Джйотишь, да и большая часть йоги – про то, как «рьяно беречь» бренный труп. Полный нечистот, поистине фантасмагорический клубок мышц, напичканный костями, постоянно стареющий и обречённый на смерть… Большая часть наследия Индии – про жизнь в теле, про тело. Я уж не говорю про Кама-сутру.

Как будто ясно становится – если уж наши Учителя не имели чёткого мнения по поводу того, какой из двух ведущих в разные стороны путей, обрисованных Шри Кришной, следует выбрать.. то что уж нам.

Сегодня в йоге невероятная путаница. Техники медитации рекламируют как способы достичь материальных благ подавлять других людей с помощью хитростей, с корыстными целями. Веды цитируют в связи с тем, как выйти замуж и удержать богатого мужика. Асаны йоги – практики, которые призваны активизировать те или иные чакры и энергетические каналы для медитации – практикуются и для здоровья, и для мышечной силы. И просто для развлечения – то есть, без смысла.

Человек может годами заниматься йогой, не отдавая себе отчёта, что это, для чего это предназначено, и что можно с помощью этого получить. Может забивать гвозди микроскопом. А потом удивляться и осуждать своих бывших «лже-учителей», которые сами точно так же осваивали «йогу».

Фактически, техники йоги были придуманы для того, чтобы эта жизнь не приносила страданий (то, о чём говорил и чему учил и Будда). Сегодня йога применяют для того, чтобы наслаждаться телом сильнее.

Но вот беда, всё циклично. Богатый станет бедным. Бедный – богатым. И так много раз. Здоровый – заболеет. А больной – выздоровеет, или умрёт. Энергия не теряется, она лишь переходит из одной формы в другую. А мы переходим из тела в тело, так и не усваивая урок…

Ошибочна, возможно, сама постановка вопроса, сама иллюзия выбора. Потому, что всё, что я могу получить от йоги, я потеряю, рано или поздно.

То, что мы называем «духовным» в йоге – чаще всего находится на уровне ума. Мы назовём духовным человека, который путешествует по Индии или сидит в монастыре в Таиланде, живёт на подаяние, и проводит как можно больше времени в медитации. Но можно ли сделать свой ум совершенным? Даже потратив много лет и много подаяний?

Материальным мы назовём человека, который качает мышцы и стремится к идеальной форме попы с помощью йоги. Но можно ли сделать совершенным это тело, которое стареет день ото дня, и которое обречено ослабнуть, заболеть и умереть?

То, как живут сейчас практикующие, и учителя йоги – это постоянные метания между духовным и мирским. Потому что приходит время выйти из медитации – и надо где-то жить и что-то есть. А потом снова накапливается отвращение к мирскому, и надо опять уходить в медитацию.

Как мне представляется, человек ищущий, любопытный – обречён постоянно лавировать между «духовным» и «мирским», пока ему не надоест самая идея движения. И «я». И необходимости что-то делать, или делать выбор.

Единственный уровень бытия, который не нуждается в развитии или поддержании, и который не деградирует день ото дня – это уровень вечной души. Но душа не нуждается ни в медитации, ни в каких-либо ещё практиках йоги, она и так совершенна. Как вечность – и так вечность, и пространство просторно, как ни крути. Настоящий момент не может стать менее настоящим. Невежество не может стать более горьким. А пробуждение – более радостным. Чем было всегда до этого момента, и будет всегда после. И есть только GAP между прошлым и будущим, иллюзорный миг, за который не удержаться, который даже не «ускользает» (потому что нет никого кроме этого, не от кого ускользать) а просто …. Скользит. Или, звучит. Большой взрыв воображаемой реальности посреди Ничто, который нам то ли снится, то ли чудится. И в котором мы напридумывали себе «это» и «то», «духовное» и «мирское», и там же напридумывали «я» и «Другое».

Единственная ошибка – то, что мы воображаем. Воображение – и есть ошибка. (Йога Васиштха)

Поделиться
Комментарии (0)

Комментриев нет, оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Об авторе Алексей Соколовский
Я преподаватель йоги, практикую с 2000 года. Специализируюсь на стиле “Сатьянанда-йога” (Бихарская школа йоги). Это мягкий и универсальный стиль. Асаны здесь удерживаются в статике; важна последовательность позы и концентрация внимания. Много времени посвящается дыхательным упражнениям (пранаямам) и медитациям. Я изучил все книги С. Сатьянанды по этому стилю, практиковал стиль больше 15 лет и ездил в Южную Индию в сертификационный центр этой школы (Neyyardam). С 2005 по 2007 обучался в Индии (преп. Смрити Сингх), прошёл преподавательский курс по продвинутым практикам Хатха-йоги (RYT150 в PIYF, г. Ришикеш), а до и после этого учился у нескольких Мастеров йоги в России.
Популярное