Иллюзия "времени". Время в практиках йоги

Давно хотел продолжить свой старй пост о йогическом восприятии Времени ("Каала" - санскр., "прекращение действия"). http://www.mos-yoga.ru/blogs/109.html

И тут Kirill Kamion оставил комментарий к моему популярному посту "ПОЧЕМУ ПРОШЛА МОДА НА ЙОГУ?" https://www.facebook.com/Solar.Serfer/posts/10212713530932644 , что дескать в йоге (и не только) люди гонятся за ОЩУЩЕНИЯМИ. это , с моей колокольни, и так - и не так..

имхо хотя конечно все гоняются именно за ощущениями, всё равно изначально это желание серьёзной перемены, трансформации, даже мутации если хочешь... желание куколки стать бабочкой. и если куколка колет себе кал который даёт ей ощущение что она бабочка, это прикольно но ничего не меняет.. с другой стороны, драмы тоже нет, ведь куколка неизбежно станет бабочкой. суть индийской философии даже в том, что по сути куколка-бабочка это одно )) если смотреть шире)))))) и я соглашусь. ведь хорошо всегда видеть перспективу. точно так же бабочка это кал в который она превратится. и который колет себе куколка чтобы увидеть сон о бабочке. видеть это ещё не йога. еще не мудрость. мудрость это забИть на весь этот грёбаный цикл и сказать. так, уважаемые Бабочка-боги и Бабочка демоны, ну как же вы меня достали. я заколебался конкретно быть уже и куколкой и бабочкой двестивосемьдесятьмиллоннодвадцать первый раз только в эту Кальпу. Я ТЭБЭ БОЛЬШЕ НЭ ХОЧУ!!!!!!!! о силы Вселенной.. о ветра, веющие насквозь Реальности! забэритеэ мэнэ в новую локацию!!! ибо , надоело тупо. Caravan, caravan, take me AWAy....

и тут мы должны рассмотреть, как воспринимают йоги ВРЕМЯ и упражнения этой самой йоги. как упражнения меняют ощущение времени. как течение времени меняет воздействие упражнений. в наши дни, когда в моде поспешное выполнение вроде бы правильных , "тех же самых" упражнений йоги даёт обратный эффект (суету и хаос в уме, вместо сияющего Спокойствия Ума)

 

Я нередко слышу в последнее время: «Не переживай ты так! Просто.. время йоги прошло».

Это довольно забавно, если учесть, что индийская Йога появилась (как говорят) 5 тыс. лет назад, вошла в моду 50 лет назад, и не собирается исчезать с лица земли до конца этой Эпохи (ещё около 400.000 лет ближайших).

Это забавно, если учесть, как в йоге воспринимается время.
Если коротко, концепция «времени» (Каала – санскр. «конец, завершение действий», см. Wiki https://goo.gl/6mJpex ) в йоге с ХОХОТОМ ОТМЕТАЕТСЯ как наивная и вообще детская. «Лес шумит, потому что деревья взбалтывают ветер, и он ударяет нам по ушам»…

Восприятие нами времени как «факта жизни» является одной из ПЯТЬ  КАНЧУК («оболочек» или «кнутов» - см. подробнее - http://nathas.org/dictionary/kanchuk/ ) – воображаемых «препятствий» или «узлов», какбэ привязывающих ум души к своей карме. То есть, это один из способов, которыми мы убеждаем (а точнее – уговариваем!) себя, что мы якобы Несвободны.

Для полноты картины, упомяну ещё ДВЕ КАНЧУКИ: взаимосвязь причины и следствия (любой взрослый человек, не состоящий в деструктивной йога-секте, не раз уже догадывался, что связь эта не всегда существует) и привычка всему давать оценку («оценочное восприятие реальности»).

Один из партриархов Дзен, Сэнцань, отлично высказал своё отношение к Канчукам одной фразой (переводчик мне к сож неизвестен): «Тяжёлая обязанность всему давать оценку утомляет и раздражает» - https://goo.gl/bhDbBD ).

Не правдали, одной фразой описано наше состояние сегодня в 21м веке?! «всё утомляет и раздражает». Всё – это ум. Тот же самый «ум». Болезнь, охватившая мир…

Йоги используют упадническую концепцию существования времени – в своих целях (йоги – это те же панки. Они под настроение могут коровьим говном разукрасить стену так, что «ах, сфоткать срочно в Инстраграм»).

В йоге все практики нанизаны на _время_. Это как рефрен «От жажды умирая у ручья» - именно рефрен задаёт ритм, собирает лайки, даёт отдышаться между глотками у ручья.

Время – это смерть. Это когда что-то пропадает. Если бы вокруг ничего бы не менялось, мы бы забыли концепцию времени. Но мы горим в кислороде воздуха, мы окисляемся. Мы распадаемся. Это и есть время. Йоги научились смотреть поверх времени, как котик на даче смотрит поверх палисадника, привстав на задние лапки. (Обожествлять заборы и ограничения – удел дэбилов).

Забавные факты о времени и практиках йоги (на основе личных ощущений!):

  • Когда принимаешь статичную асану, нужно не менее 2х минут, чтобы поза «закрепилась», подействовала. Чтобы энергия потекла по-новому. Чтобы поменялось ощущение себя внутри (это всё об одном разными словами). Чтобы мышцы устали и начали отпускать напряжение.
  • Когда делаешь дыхательное упражнение, нужно не менее 10 минут, чтобы прочувствовать его. И чтобы получить эффект. В Индии учитель заставлял меня делать не менее 60ти циклов любой пранаямы. Рука устаёт. В глазах темнеет. Но зато эффект налицо. Ты не можешь игнорировать эффект такой пранаямы.
  • Когда делаешь самые «точечные» практики медитации, достаточно 2-3 секунд для вхождения в нужное состояние. Я бы говорил о «трёх секундах до Самадхи». Это именно короткое Самадхи – полная остановка мыслей. Это состояние переживается как пиковое, и ум в судорогах выходит из него. Это как окунуть голову под воду в бассейне. «задержаться там подольше» - не вариант. (В «долгое Самадхи» действительно входят часами, оно требует кропотливой подготовки на разных уровнях – но это «финальное», предсмертное состояние мне лично не очень интересно пока что. Для самопознания, короткое Самадхи не менее ценно, о чём чёрном по белому написано в трактате «ТриПура Рахасья»).

Ступени практики йоги \ медитации:

  1. Разминка. Тут хорошо ОФП, бег, Сурья-намаскар (с Шавасаной в конце), любая динамика. Хоть танцы в лифте)
  2. Асаны (держим по 2-3 минут иногда, до 5-10 и даже до 20 минут. Смотря какая асана и какие связки асан)
  3. Пранаямы (всего около 30 минут на свой набор)
  4. Медитация (от 10 минут мягкие техники. По 2-3 подхода жёсткие техники)
  5. «заминка» - возвращение в реальность. Это может быть практика Эмбодимент или массаж, или баня.

Ещё несколько наблюдений:

  • После каждой асаны наступает короткий миг безмыслия\медитации. Даже если асану делать грубо, коряво, физкультурно. Важно не прошлёпать этот миг. В «йоге 23» и других системах порой очень ловко ловят этот миг, делая сразу после асаны пранаяму. Но это не единственный способ.
  • Очень важно наблюдать, как ум снова «загружается» в сознание после йоги. Это прямо-таки важнейшее наблюдение, которое можно сделать. Нетрудно пропустить момент Пробуждения (от сна ума), нетрудно пропустить и момент отупления, вхождения в сон. Тренировка чтобы поймать этот момент – перед сном отслеживать, как засыпаешь. Практики осознанных сновидений сопутствуют практикам пробуждения от «бодрствующего» состояния в Реальность Не-ума – ЧВН («Читта Вритти Ниродхи»).

    Мы начинаем ЧВН… для чего?!… для кого?!…
    Чтоб не осталось в этой Майе.. ничего .. никого…

Начало беседы - в фейсбуке https://www.facebook.com/Solar.Serfer
Возвращаясь к разговору - "за чем гонятся люди" в йоге и употребляя наркотики, скажу так: люди гонятся за ощущением не-времени.
Не-ум это light версия. ощущение "не-ума" это шутки. по сравнению с ощущением "вне времени".
Остановка мыслеобразования - это лёгкий наркотик. (безвредный! даже бодрящий. как кофеин в небольших количествах).
Остановка ощущения времени - это тотальная пазу бытия. это как героин, с которого трудно соскочить без мощной мотивации. поэтому и говорится, что для многих душ первый же опыт Самадхи становится последним - они не видят причин возвращаться.
Как мне рассказали одну история про Якова Маршака, как он однажды отказался от девочки, которая кололась героином. Когда она сказала ёмко, что "героин - это мой бог" и отказалась лечиться добровольно. У всех свой неистовый поиск Бога, и мы должны уважать чужой выбор. Даже если человек выбирает смерть ,а не жизнь. Невежество, а не Истины. Тьму, а не свет. Ведь куколка обречена стать бабочкой!
"Мы все - пленники этой великой Силы. Какая великая удача!" (Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда).

Поделиться
Комментарии (0)

Комментриев нет, оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Об авторе Алексей Соколовский
Я преподаватель йоги, практикую с 2000 года. Специализируюсь на стиле “Сатьянанда-йога” (Бихарская школа йоги). Это мягкий и универсальный стиль. Асаны здесь удерживаются в статике; важна последовательность позы и концентрация внимания. Много времени посвящается дыхательным упражнениям (пранаямам) и медитациям. Я изучил все книги С. Сатьянанды по этому стилю, практиковал стиль больше 15 лет и ездил в Южную Индию в сертификационный центр этой школы (Neyyardam). С 2005 по 2007 обучался в Индии (преп. Смрити Сингх), прошёл преподавательский курс по продвинутым практикам Хатха-йоги (RYT150 в PIYF, г. Ришикеш), а до и после этого учился у нескольких Мастеров йоги в России.
Популярное