Количественные практики в йоге

«Количество – это тоже КАЧЕСТВО»

Йога, как мне представляется, – это уходящие корнями в древность и (в хорошем смысле слова) мистику хитрые практики Самопознания, где всегда качество важнее, чем количество. Это не хаотичный набор-справочник, а целостная и ступенчатая система практик (а не сертификатов!). Йога – это волшебное минное поле. Где знание того, что и как ты делаешь и «осознанность»: внимательное (на многих уровнях) выполнение несравненно более ценно, чем пресловутые «99% практики». Говорят, «7 раз отмерь, 1 раз отрежь» – так и здесь, полезно сначала хорошо знать, что и зачем ты делаешь, а потом уже расстилать коврик, иначе может получиться фарс (который мы сейчас видим в сфере йоге у нас и на Западе). Но качество важнее количества в йоге…не всегда!

Есть упражнения, которые «берут» именно количеством, а не осознанностью. Не то, чтобы «их просто надо делать»! И тут не всё так просто. Но именно эти практики надо делать много, и долго. Конечно, и здесь надо знать, «как и зачем их делать», но этого в них 1%. Таких техник в йоге – немного. Я бы назвал их «прорывными», или «тапасными» (от слова Тапас (ориг.:Тапасья) – «трудоёмкая, долгая аскеза, по примеру древних йогов, которые месяцами и даже годами стояли на одной ноге»).

Техники йоги, которые надо делать ПОМНОГУ:

  • Сурья-намаскар. Моё отношение к этому комплексу сильно меняется с годами. Сурья-намаскар никогда не был практикой йоги, и не является сегодня. Это разминка, придуманная в середине 20го века небезызвестным Свами Шивананда Сарасвати, подхваченная Свами Сатьянанда Сарасвати и распиаренная на весь мир. Точно так же, как Сушма («тонкие») и Стхула («грубые») Вьяямы («разминки»), хотя и могут позиционироваться как «древние» практики йоги, на деле были принесены спорной фигурой в йоге - Свами Дхирендра Брахмачари (увязшим в большой индийской политике и погибшем при смутных обстоятельствах) - в 20м веке и не упоминаются ни в одном классическом трактате по йоге. Это не умаляет ценность этих практик!! На сегодня, я считаю, что Сурья-намаскар наиболее полезен, если делать этот комплекс «редко, но метко», до изнеможения, с тем, чтобы потом сделать глубокую Шавасану или Йога-нидру, то есть в формате 54\108 повторений разово. Основная проблема с коротким выполнением СН – это то, что разбалансируются Праны. Это можно снять Шавасаной 5-10минут, но рационально ли она в начале занятия йогой? Когда обычно делается СН? Скорее, нет, чем да.
  • Анулом-вилом пранаяма. Мой основной учитель йоги Смрити Чакраварти-Сингх из г. Варанаси требовала, чтобы эта пранаяма выполнялась по 60 кругов (один круг или цикл, это: вдох левой ноздрёй … выдох правой, вдох правой … выдох левой), или больше. Такой радикальный взгляд на АВ продиктован тем, что это школа Кундалини-йоги (не по Йоги Бхаджану, а «настоящей», древней и классической, которая сродни Крия-йоге и где делаются медитации на каналы и чакры, и пробуждается Кундалини), и все практики направлены на достижение сильно изменённых состояний сознания (для йогического Самопознания). Техника делается не для здоровья! Хотя перед практикой асан, и в конце неё, эта техника может делаться (и я стараюсь её делать!) для балансирования энергий «Солнца и Луны» (течения воздуха через правую и левую ноздрю, работы Свар и так далее) – как самостоятельная техника, она должна выполняться подолгу. Для удобства, может применяться платок или шарф, повязанный через плечо, на который вы опираете руку. Техника продолжается от 10 минут и иногда до часа.
  • Такие техники, как Кхандарасана (полумостик), Друта Халасана (динамическая поза плуга), Тадан-крия и её вариации, - имеют смысл, если их делать подолгу (от 5 минут и больше). Эти практики я теперь рутинно включаю в занятия йогой в группах для продолжающих. Для получения анонсов ближайших занятий, подпишитесь на мою закрытую группу в Телеграмме https://t.me/yogalex или в Вотсаппе
  • Многие статичные асаны, которые делать легко, имеет смысл держать от 5 минит и больше: это Эка Пада Пранамасана («приветственная» стойка на одной ноге), Пасчимоттанасана (поза вытяжения спины), Тадасана («поза горы» в симметричной стойке), Триконасана («поза треугольника») и др. Тут «количество» - это не повторения на одну-другую ногу и т.п. , а время удержания. Подробно о таких техниках – см.мою книгу «Йога-до: предельно долгое выполнение практик йоги, для спокойствия и Самопознания» http://yogawebinar.ru/yoga-do-book/ .

В противовес этим техникам, есть такие, которые нельзя, а точнее – рискованно – делать много раз в день или за один присест. Это, например:

  • Наули – не стоит делать больше, чем комфортно, и не более 30 раз в день (сдвигается гормональный фон);
  • Маюрасана (поза павлина) – рискованна для женщин при долгом удержании \ большом количестве подходов, (чревато потерей детородной функции матки);
  • Уддияна-бандха – не более 10 раз в день для женщин (опять же, гормоны – месячные могут прекратиться), хотя это не проверенная информация, к ней стоит прислушаться;
  • Мурчха-пранаяма – уже само название «опьяняющая пранаяма» - как бы подсказывает, какой эффект достигается. Не более 10 раз, по моему опыту, а дальше начинаются «ЧИСТКИ» (побочные эффекты практик, когда взят не приемлемый на сегодня ритм или сложность).

 

Понятно, что всё сказанное выше – субъективно мой взгляд и моя информация. Если у вас противоречащие данные – поделитесь, знаний много не бывает.

Поделиться
Комментарии (0)

Комментриев нет, оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Об авторе Алексей Соколовский
Я преподаватель йоги, практикую с 2000 года. Специализируюсь на стиле “Сатьянанда-йога” (Бихарская школа йоги). Это мягкий и универсальный стиль. Асаны здесь удерживаются в статике; важна последовательность позы и концентрация внимания. Много времени посвящается дыхательным упражнениям (пранаямам) и медитациям. Я изучил все книги С. Сатьянанды по этому стилю, практиковал стиль больше 15 лет и ездил в Южную Индию в сертификационный центр этой школы (Neyyardam). С 2005 по 2007 обучался в Индии (преп. Смрити Сингх), прошёл преподавательский курс по продвинутым практикам Хатха-йоги (RYT150 в PIYF, г. Ришикеш), а до и после этого учился у нескольких Мастеров йоги в России.
Популярное