Чистки в йоге - или Что будет, если раскрыть чакры?

«Чистки» в йоге…

Давно хотел написать о своём видении этой проблемы! Занимаюсь йогой около 18лет, и не раз сталкивался с ней! Могу даже сказать, что процесс практики – это … постоянные «чистки».

Процессы чисток адекватны системе Благородной (другой перевод: «Королевской») Восьмиступенчатой Йоги, предложенной Риши Патанджали в средние века в Индии. Сегодня я расскажу о чистках, которые ждут занимающихся йогой на первых порах (уровни «Асана» и «Пранаяма»).

Восьмиступенчатый Королевский Путь Соединения («Аштанга-Раджа-Йога»):

  1. Яма и Нияма
  2. Асана
  3. Пранаяма
  4. Мудра, Бандха
  5. Пратьяхара
  6. Дхарана
  7. Дхьяна
  8. Самадхи

Эта схема актуальна до наших дней. Хотя большинство занятий по йоге находятся на 2й ступени (Асана – «поза йоги», или «подстилка», другой перевод), и не идут ни ниже, ни выше по лестнице, представляя собой перекошенную убогую «табуретку», по которой, конечно, никуда не подняться (только вешаться с неё!). Для женщин, которые представляют свою миссию в жизни в качестве «подстилки», большего и не требуется. Как и для мужчин-асуров (термин «асур» переводится как «демон, озабоченный достижением личного могущества»). Если мы – не такие, читаем дальше.

Схема Патанджали из 8 ступеней представляет «лестницу» практик йоги, - и, как вы узнаете из этой статьи, также и «лестницу чисток». Это как Лестница Якова – по которой можно подниматься в «рай», или «спускаться в ад». Куда вам – решайте сами, а я рассказываю дальше.

…Некоторые считают, что «чистки» сопровождают йога только первые 2-4 недели. И правда, этот период – самый неприятный. И потому, что мало знаний по вопросу, и потому, что чистки в нём – самые «грубые». (о градации чисток – чуть ниже). Может и понос пробить, и простуда свалить. А бывает, что человек просто ходит «сам не свой». К началу 2го месяца регулярных занятий такая чистка проходит. Но это только «первая ласточка»!) дальше – больше…

Потому что первая чистка (2-4 недели) – это первоначальная перестройка организма. Непривычные нагрузки на мышцы – человек ходит «в адреналиновом тумане», из-за того, что мышцы получают множество микроповреждений. Тело ставит «заплатки» на мышцы, а чтобы нам было не так мучительно, ещё и выдаёт в кровь и мозг порцию эндорфинов – морфиноподобных соединений, которые выделяются как реакция на боль и повреждения тканей тела во время занятий практикой йоги. Не стоит пугаться – этот процесс точно такой же при занятиях фитнесом, и, конечно, ещё более радикален в тяжёлой атлетике и спорте: когда ПРИХОДИТСЯ работать через боль, иначе не будет роста достижений. Не знаю, как в классическом балете – но, судя по тому, как там детей «сажают» на шпагат, там тоже самое, что в тяжёлой атлетике. Боль, слёзы и много эндорфина.

Первая ловушка йогических чисток как раз в этом и заключается – подсесть на эндорфиновый «кайф». Рецепт получения дозы эндорфина прост: причиняй себе боль. Мышечную боль несложно заработать, просто «качая мышцы». Кто занимался йогой с жёстким тичером, знает: после занятия «на пределе» сил, потом выходишь в приятном угаре. И на следующий день, или через день – хочется ещё. Опытные «наркоманы» такой йоги даже говорят между собой: без йоги я сама не своя, тело просит ещё; не позанимаюсь йогой – как-то тускло всё, хочется ещё. Конечно, хочется! Алкоголикам и курильщикам тоже хочется, а офисным сотрудникам – восьмую чашечку эспрессо. Механизм точно такой же. И, кстати, безо всякой эзотерики! Чакры и Кундалини в эту простейшую химию тела можно не примешивать.

Между прочим, известный метод реабилитации наркоманов и алкоголиков как раз в этом и заключается – в период после ломки, когда человек хочет наркотик уже больше «головой», чем телом – его подсаживают на эндорфин, предлагая ударные тренировки по йоге. Это работает. И это прекрасно, т.к. лучше насиловать своё тело на коврике, чем колоться героином, это факт.

Но на этом «чистки» не заканчиваются: если, конечно, не зависнуть на годы на этапе эндорфинового кайфа. Следующий уровень, и следующая ловушка – кайф пранический. На нём сидят фанаты закаливания организма, моржи, бегуны, пловцы и, конечно, йоги-пранаямщики. Посидев какое-то время на эндорфине, человек может почувствовать, что «приход» от него грубоват – а цена, которую ткани тела платят за наше удовольствие, слишком высока. Либо человек получает серьёзную травму. Обычная история – растяжение подколенных связок, или межпозвоночная грыжа в результате неумеренного выдавливания из своего тела эндорфина на тренировках по йоге. (Кстати, в эндорфин начинает выделяться уже на занятии – и повышает риск получения травмы, т.к. ощущение боли притупляется – да, собственно, это и есть главная функция выделения организмом таких веществ!) И тогда вместо жёсткой практики асан приходит интерес к пранаяме. (Третья ступень йоги в 8-ступенчатой системе-лестнице Патанджали: Яма-Нияма – Асана - Пранаяма).

Пранаямы йоги – дыхательные и энергетические одновременно упражнения. Они имеют ряд изученных наукой и вполне объяснимых эффектов воздействия на организм: таких, как гипервентиляция лёгких, и умеренная (она же «тренировочная») гипоксия. Гипервентиляция (при регулярной, продолжающейся ошибочной практике) вредна, умеренная гипоксия – полезна. Это фактически, всё, что может сказать наука о пранаяме (подробнее – читаем у Артёма Фролова). Есть и непонятные учёным, не признанные наукой эффекты пранаям – собственно, ради них пранаяма и практиковалась до йогического редукционизма 20го века, когда йогу стали делать лишь для здоровья тушки (те самые «женщины-асаны», и мужчины-асуры). Эти эффекты находятся в сфере не признанной современной наукой теории пранического тела. И тут мы приходим к ещё одной важной схеме, которую я приведу сразу же здесь, чтобы вы понимали, «как глубока кроличья нора».

ПЯТЬ ТЕЛ («оболочек»), составляющих «луковицу», или «облако», которые в сумме мы называем «я» или Человек – это так называемые Коши (см. «Сарвасара Упанишада»):

  1. Аннамаяйя Коша – «тело пищи» (наше обычное физическое тело, которое ест и испражняется)
  2. Пранамайя Коша – праническое тело (аура, которую фиксирует Кирлиановская фотография)
  3. Маномайя Коша – сфера ума (облако ментальных представлений, включая память, желания, страхи)
  4. Виджнянамайя Коша – астральное тело (и тело сновидений)
  5. Анандамайя Коша – «тело блаженство», наше истинное Я, душа.

Итак, позалипав в практиках для «подстилки» - нашего плотного тела, т.е. поделав Собачек мордой вверх и Собачек Мордой вниз всласть и ещё немного, и пару лет в целом качественно пропотев на своём модном коврике, человек любознательный может обнаружить, что… ОКАЗЫВАЕТСЯ, есть кайф покруче! Это пранаямы. Дыхательные практики йоги. О том, что это кайф, а не «скучное пыхтение, которое почему-то включают в программу увлекательных физических тренировок некоторые тренера» - можно узнать только на своём опыте, либо почитав опыт других людей (см. поистине бессмертную статью Михаила Баранова «Марихуна-пранаяма, или Всё, что вы хотели знать о Бхастрике, но стеснялись спросить»). (Моя статья в блоге «Yoga Journal» - см. https://yogajournal.ru/blogs/aleksey-sokolovskiy/kak-rabotayut-kislorodnye-dykhatelnye-tekhniki-yogi/ )

Если «зашло», человек испытывает «вау-эффект», уже на первых же занятиях. Обычно это происходит, если прошли а) чистки первоначального уровня практик, и б) сделаны Шаткармы (6 чисток йоги – о них ниже). То есть, как ни забавно, когда «отпустила» первая чистка, отпускает и первый кайф. Эндорфин отпустил, зато «накрыло» праной.

На прану подсаживаются уже плотно, господа и дамы. Потому что, как считается, удовольствие в Пранамайя-коша (в ходе дыхательных и энергетических практик) испытывается ровно в 10 раз сильнее, чем в Аннамайя-коше (физическом теле, от двигательной активности и выброса эндорфина). Если отличное занятие по хатхе ещё можно было сравнить с хорошим сексом, то с интенсива по пранаяме человек уходит уже в полном недоумении, бормоча «это круче, чем секс» и ему просто не с чем сравнить. Приятные эффекты пранаям не ограничиваются химической эйфорией, обсуловленной гипервентиляцией и гипоксическими тренировками, хотя и базируются на них.

В нашем теле пять основных пран, каждая из которых отвечает за какой-то глобальный жизненно важный процесс (есть ещё множество Упа-пран, «второстепенных потоков», которые отвечают за более мелке задачи, такие как чихание, зевание, или желание почесать нос).

ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРАН:

  1. Прана «Прана» - локализируется в области сердца и «направлена вверх». Отвечает за здоровую работу сердца и лёгких (одна из самых важных пран так и названа «Прана»!).
  2. Прана «Апана» - находится внизу живота и «направлена вниз». Отвечает за работу органов выделения.
  3. «Самана» - локализируется в области живота. Отвечает за пищеварение, и усвоение полезных веществ.
  4. Прана «Удана» - локализируется в «конечностях» (руки, ноги и голова). Отвечает за работу органов действия и чувств, и сбалансированную работу симпатической и парасимпатической системы.
  5. Прана «Вьяна» - пронизывает всё тело. Отвечает за работу мышц, и, косвенно, работу остальных пран, балансируя их действие.

Легче всего почувствовать действие праны «Прана», она ощущается как «восходящий поток». Это ощущение нетрудно «словить», если сначала хорошенько разогреть тело асанами (или даже бегом, да в принципе любой физической активностью), а потом сесть, успокоиться и расслабиться, и пристально понаблюдать свои ощущения. По той же причине опасно делать задержки дыхания сразу после активной работы Аннамайя-телом – например, пробежать 3 км, а потом задержать дыхание или начать делать пранаяму: «чисток» не избежать, да и работа пран нарушится, на какое-то время.

Итак, думаю, вам уже понятно, что «не гипервентиляцией единой» жив и кайфует йог, занявшийся пранаямой вплотную. Человек, регулярно делая нехитрые пранаямы, даже «по книжке» и т.п., через пару-тройку недель начинает входить во вкус. Ощущая, что организм как-то особенно классно функционирует! Что «жизнь, кажется, налаживается», и т.п. Приходит ощущение беспричинной радости. Которое я бы называл просто «хорошее здоровье», это врождённое и абсолютно естественное состояние человека. Не только индийца, конечно. В этом – универсальность практик йоги.

Но и здесь есть ловушка – более утончённая, чем агрессивная пахота на коврике, после которой с занятия встаёшь из лужи собственного пота и уползаешь домой с дебильной улыбкой на лице. И ловушка эта – в пиках пранических переживаний. Ходят легенды, что, дескать, «пранаямой заниматься опасно». Опасно улицу переходить на красный свет. А пранаямой опасно заниматься так, как «пашут» на коврике дамы, желающие получить сладкий укол (нет, не Ботокс) эндорфинового кайфа: «больше, выше, сильнее». Надо соразмерять своё желание быстро прогрессировать и расти в пранаяме, с возможностями организма. Чем медленнее вы набираете нагрузку в пранаяме (занимаясь регулярно), тем, фактически, и ЛУЧШЕ. Рациональнее заниматься по 5 минут 4 раза в день, чем 30 минут 1 раз в день, до обморока. (Про обморок на пранаяме – не пустые слова, сам испытывал, да не раз и не два.)

Человек, занявшийся пранаямой, может «подсесть» на процесс «выжимания» из своего тела «ну ещё капельки» пранического кайфа и, увлёкшись приятными побочными эффектами, начать допускать ошибки, спешить. Точно так же, как выжимал эндорфин, забыв про безопасность связок и поясницы. И тут опасность та же – ускоренное разрушение организма. Про опасности и технику безопасности пранаям – читаем, опять же у  Артёма Фролова и Михаила Баранова.

Кроме того, если практика на уровне Аннамайя-коша требовала лишь маломальской культуры питания (не налегать на алкоголь, не есть консервы, жареное, острое, мёртвую молочку и т.п., и главное - не жрать тортики на ночь!) – то пранаямы более требовательны. Занимаясь пранаямой, приходится тщательно отбирать, что говорить и слушать, с кем общаться (вы захотите, что коллектив на работе стал причиной вашей депрессии?!), какое кино смотреть или не смотреть. Важными для практики оказываются и способ зарабатывания денег, и способы их тратить. (Приходится вспомнить первую ступень йоги – «Яму-Нияму»).

Если на первом уровне практики Йоги (асаны) повысилась только чувствительность к продуктам питания и их воздействию на ваш ум и тело, то на втором (пранаямы) развивается чувствительность к силе звука, запаха, слова, становятся очевидными энергетические взаимодействия и их тяжесть («запах денег», энергетические вапиры, «хорошие» и «плохие» места и квартиры, и т.п.). ЧИСТКА здесь в том, чтобы адаптировать свою жизнь к вашей возросшей чувствительности – либо допустить откат в практике на уровень «асана» («подстилка», «коврик»). Чтобы не смотреть на жизнь с уровня коврика  - приходится трансформироваться, подстраиваться. Меняться -  всегда процесс некомфортный, непростой.

Дальнейшие чистки, в ходе ступеней:

  • Мудра, Бандха
  • Пратьяхара
  • Дхарана
  • Дхьяна
  • Самадхи

- обусловлены всё возрастающей чувствительностью к своим ощущениям, и жизни вокруг.

Удовольствие от практик йоги утончается, повышается. Это сравним с тем, как человек раньше ездил на дачу пожарить шашлыки, напиться пивом и послушать блатные песни, а потом стал ездить в консерваторию и обедать в ресторанах высокой французской кухни. Этот процесс необратим вспять: «к хорошему быстро привыкаешь», другое дело – насколько быстро он происходит в вашей жизни. Нам приходится постепенно расти, и этом не может проходить без «чисток»!

Хотел бы порадовать вас сообщением, что «в какой-то момент становится легче». Но это не совсем так. Мне глубоко отозвались слова продвинутого йогина Брахмачари Муктатанды, который как-то после своего семинара сказал мне (примерно, привожу его слова не дословно, по смыслу): «Все думают, что йоги сохраняют непоколебимое спокойствие, даже в ситуации стресса. Если бы они знали, какие чистки я переживаю на каждом новом уровне Самопознания!..»

Поделиться
Комментарии (0)

Комментриев нет, оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Об авторе Алексей Соколовский
Я преподаватель йоги, практикую с 2000 года. Специализируюсь на стиле “Сатьянанда-йога” (Бихарская школа йоги). Это мягкий и универсальный стиль. Асаны здесь удерживаются в статике; важна последовательность позы и концентрация внимания. Много времени посвящается дыхательным упражнениям (пранаямам) и медитациям. Я изучил все книги С. Сатьянанды по этому стилю, практиковал стиль больше 15 лет и ездил в Южную Индию в сертификационный центр этой школы (Neyyardam). С 2005 по 2007 обучался в Индии (преп. Смрити Сингх), прошёл преподавательский курс по продвинутым практикам Хатха-йоги (RYT150 в PIYF, г. Ришикеш), а до и после этого учился у нескольких Мастеров йоги в России.
Популярное